Что касается продаж при помощи исходящих звонков, то я бы разделила понятия «телемаркетинг и телесейлз». На сегодняшний день использование директ-маркетингового агентства (или call-центра) для телесейлза — явление очень редкое. На моей памяти таких успешных проектов на рынке было
В то же время, в своей практике я еще не сталкивалась с руководителем, который бы в ответ на предложение о сотрудничестве, связанное с продажами по телефону, не начинал бы мне рассказывать (обычно очень эмоционально) о том, какой у него сложный и многогранный продукт/услуга. И этот продукт/услугу продать могут: только он сам; несколько обученных им сотрудников; люди со специальным образованием; сотрудники, прошедшие стажировку в европейском офисе и т. д. и т. п.
Возможно, в
Конечно, да! И вот почему. Грамотно проведенный телефонный маркетинг позволяет выяснить, а стоит ли вообще отправлять в эту компанию письмо. И для этого достаточно задать несколько вопросов о ее деятельности. В качестве примера поделюсь опытом исходящего телемаркетинга, проведенного агентством Connexions в интересах компании DHL. Прежде чем отправить предложение, касающееся услуг экспресс-доставки, выяснялось, есть ли у компании потребность в срочной отправке корреспонденции и грузов в другие города. Если из разговора следовало, что такое предложение отправлять стоит, то следующий важный момент — это определение конкретного адресата. В случае с DHL мы выясняли имена и должности не одного человека, а двух — того, кто принимает решение о сотрудничестве с курьерской компанией, и того, кто на это решение влияет. И последний, обязательный штрих — это уточнение почтового адреса (о качестве баз данных, имеющихся на рынке, не сказал только ленивый, поэтому я не буду подробно останавливаться на необходимости актуализации адресных данных).
По результатам исходящего телемаркетинга была создана актуальная база данных с персоналиями, ранжированными по степени влияния на возможное сотрудничество. Кроме этого, полученные в ходе телемаркетинга данные позволили сегментировать адресный список в зависимости от потребностей. А именно разделить компании на те, кто имеет потребность в отправке корреспонденции по России и те, кто отправляет ее за рубеж. Также на основе добытой в ходе телефонных разговоров информации было составлено около десяти вариантов писем. Каждому адресату предлагалось только то, что наиболее отвечало его интересам.
Однако все вышесказанное вполне применимо и в случае, когда целью телемаркетинга является не подготовка рассылки, а, предположим, создание «фронта работ» для менеджера по продажам. Согласитесь, коэффициент полезного действия специалиста, который уже перед первым звонком знает имена нужных лиц или информацию о потенциальных потребностях фирмы, будет значительно выше, чем если он займется обзвоном, используя обыкновенный справочник.
Еще один немаловажный дополнительный результат телемаркетинга — собранная попутно, обобщенная информация, которую можно использовать при разработке маркетинговой стратегии. Так, например, в ситуации с DHL нами была получена информация о том, чем в первую очередь руководствуются клиенты при выборе курьерской службы.
Что касается покупки готовой базы данных, то даже беглый анализ должностей сотрудников, полученный после телемаркетинга, свидетельствует о невозможности четкой формализации требований к тому, какие именно должности должны быть в покупаемой БД. Скажем, в случае работы для DHL оказалось, что есть фирмы, где на принятие решения о сотрудничестве с курьерской компанией, помимо офис-менеджеров и секретарей, влияют также и бухгалтеры, и маркетологи, и даже завхозы.
Сначала примечание: так как исходная база данных для обзвона может быть самого разного качества, то для большей корректности следует рассчитывать процент результативных звонков не от общего числа записей в базе данных, а от числа только тех организаций, данные о которых оказались верны (правильный телефон).
Итак, если Вам необходимо узнать имя руководителя и уточнить адрес фирмы, то в зависимости от сфер деятельности можно довести этот процент даже до
За годы работы эмпирически нами было установлено, что узнать конкретное имя сотрудника в любой компании и уточнить почтовый адрес у секретаря, или того человека, который отвечает на телефонные звонки, можно с вероятностью от 60 % до 95 %.
В случае, если потребуется получить ответы на дополнительные вопросы о компании (сколько сотрудников? пользуются ли Интернетом или услугами курьерских компаний? и т. д.), то в зависимости от количества и глубины этих вопросов вероятность составит уже
Это зависит от конкретной ситуации. На мой взгляд, при выяснении потребностей компании большей объективности можно достичь, если проводить опрос от имени какой-либо (можно не существующей, но со звучным названием) исследовательской организации. Особенно, если стоит задача узнать, с кем из конкурентов заказчика работает данная компания, довольна ли она сервисом и не собирается ли менять партнеров. Допустим, исследуя потребности компаний в рекламных площадях в метрополитене, удобно представляться каким-нибудь несуществующим журналом, например, Advertising Review.
Однако в таком случае будет сложнее получить имена необходимых людей и уточнить адрес. Сразу последует возражение: «Это ведь опрос… Зачем же Вам конкретная информация?». И конечно, использование легенды проблематично по этическим соображениям. Поэтому, когда важно прояснить, имеет ли смысл отправлять на фирму бизнес-предложение, лучше честно рассказать о целях звонка и о том, какая именно компания поручила Вам этот обзвон. Нередко такая открытость способствует установлению доверительности и приводит к тому, что уже при первом звонке выявляются «горячие» клиенты. На моей памяти был случай, когда оператор позвонил в компанию, чтобы выяснить имя человека, отвечающего за закупку расходных материалов для офисной техники, а получил реальный заказ на десять картриджей в месяц на год вперед.
Ответ на этот вопрос Вы можете найти в статье Памелы Расселл «Вавилонская башня, или Синдром испорченного телефона», напечатанной в третьем номере «Диалога». От себя могу добавить, что грамотно составленный сценарий разговора (обязательно проверенный с помощью тестового обзвона) — это половина успеха всей акции.
Другая половина успеха любой телемаркетинговой акции — это работа операторов. Вот почему к дилемме — с помощью каких именно операторов проводить ту или иную акцию? — следует отнестись очень ответственно.
Мой опыт говорит о том, что call-центры для исходящего телемаркетинга имеет смысл использовать при достаточно больших объемах звонков,
В ситуациях, когда нужно получить не так много информации и при этом не требуются специальные знания, дешевле использовать операторов на домашних телефонах. Только здесь надо учитывать, как бы работа с надомниками не повредила имиджу компании, от имени которой звонят.
Еще один нюанс — в московских call-центрах, как правило, работают молодые девушки и юноши, поэтому, когда нужно вести разговор, предположим, о хостинге или о выделенной линии, то, несомненно, поколение next с таким телемаркетингом справится лучше, чем женщины бальзаковского возраста, работающие на домашних телефонах.
В итоге — во главу угла я бы ставила экономическую целесообразность. (Операторы на домашних телефонах как минимум в два раза дешевле, а максимальная разница в цене, которую я встречала, в семь (!) раз). Второй критерий — это требуемый уровень профессиональной подготовки операторов. Хотя, по большому счету, почти всех операторов можно научить.
Обучение операторов можно разделить на две составляющие:
В зависимости от сложности исходящего телемаркетинга инструктаж может продолжаться от получаса до трех-четырех часов. После подробного рассказа о целях программы, алгоритме и конкретных шагах, я обычно разыгрываю с операторами ряд сценок предстоящего интервью. «Вы позвонили по указанному телефону, а там находится другая компания. Ваши действия?», «Вас спросили о том, сколько стоят услуги компании, от имени которой Вы звоните. Ваши слова?» и т. д.
Один из тестов, который я использовала при отборе операторов в одном из call-центров — это правильное и четкое произношение фразы «ваша телекоммуникационная система …». Попробуйте, у Вас получается? Ну значит, в операторы Вы годитесь!
Очень важно детально обговорить с операторами механизм фиксирования информации, которую они будут получать.
Идеально, если оператор сразу вносит данные в компьютер. Правда, здесь нужно избегать излишней автоматизации, ведь задача исходящего телемаркетинга — не только добыть для отчета сухие цифры
Если оператор работает не в call-центре и фиксирует данные на бумаге, то необходимо разработать оптимальную форму так называемых обзвонных листов, где в строго определенную ячейку записывается информация, полученная на соответствующий вопрос. В ячейках должно быть достаточно места для записей, обязательно наличие большого поля «Примечания», а оператор должен точно следовать инструкции. И мой Вам совет — не берите в надомные операторы человека с плохим почерком! Или, по крайней мере, обяжите его самого привести данные к электронному виду.
Источник: журнал «Диалог»